Обедня – это название Божественной литургии, которое произошло от слова «обед», поскольку, за редким исключением, Литургия служится в утреннее время, до обеда.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский отмечает, что такое народное название Литургии – обедня – объясняется тем, что это Пир и Обед, на который Бог призывает всех принять Божественную трапезу – Тело и Кровь Христовы.
Чтобы заказать обедню, необходимо утром, перед началом Божественной литургии (или накануне вечером), подать в храме записки на обедню с именами нуждающихся в церковной молитве людей. На первой части Литургии, которая называется проскомидия, священнослужитель вынимает из просфор частицы, которые в конце Литургии опускаются в Святую Чашу и омываются Кровью Господа нашего Иисуса Христа в знак искупления Спасителем человеческих грехов. Поминовение на Литургии (обедне) является наивысшим благодеянием для тех, кто нам дорог.
Царицей добродетелей называют молитву святые отцы. Потому что молитва – это разговор, живое общение с живыми личностями – Богом, Пресвятой Богородицей, святыми и ангельскими силами.
Мир небесный, духовный невидим, непостижим для человека, омраченного страстями и грехами. Но, по мере очищения души покаянием, освящения и преображения сердца Божественной благодатью, духовное зрение постепенно возвращается к человеку, и он начинает прозревать, видеть и понимать духовные законы жизни. И, чтобы помочь ближнему встать на путь спасения, необходимо постоянно поддерживать его не только личной, но, главное, церковной молитвой – подавать записки, сорокоусты или поминовения на длительный срок на обедню.
Живет, к примеру, человек обычной человеческой жизнью. Работает, общается с родными, друзьями, коллегами, выполняет семейные обязанности, отдыхает – образ его жизни зависит от многих факторов: воспитания, генетики, окружения, наличия или отсутствия серьезных психологических травм и т.д.
И, рано или поздно, в жизни каждого человека происходит встреча с Богом, поскольку Господь жаждет спасения всем людям – за каждого человека Он взошел на Крест и претерпел Крестные муки. Наступает этот самый важный момент жизни, и здесь уже сам человек принимает решение по дарованной ему Создателем свободной воле – пойти за Спасителем тесным, узким путем ко спасению, либо плыть дальше по течению жизни, жить по своей воле, нарушая
Божественные заповеди и нанося своей бессмертной душе порой неисцелимые раны.
По учению святых отцов, чем глубже страсть укоренилась в душе человека, тем сложнее от нее избавиться. Это можно сравнить с сорняками – чем больше корень, тем сложнее его выкорчевать. И вот именно в таких случаях верующие родственники, близкие, друзья, знакомые призваны помогать заблудившейся душе встать на путь истины, подавая записки на обедню.
На обедню можно и нужно подавать записки постоянно за себя и за всех своих родных и близких, но особенно в церковной молитве нуждается человек, находящийся в греховном плену, ставший марионеткой в руках темных сил. Например, страдающий алкогольной, наркотической, игровой, блудной или иной зависимостями.
Жизнь человека – это подготовительный период, временной промежуток, мгновение на пути к вечности. На земле мы живем для неба, но небо начинается уже на земле. И от того, как человек проживет эту жизнь, будет зависеть его вечная участь. Живя в беспечности, нерадении о спасении, на авось, с каждым днем становится все сложнее и сложнее исправиться, а иногда даже уже невозможно. В Библии мы видим такие примеры – апостол Иуда Искариотский, первый сын прародителей Адама и Евы Каин и т.д.
И здесь опять каждый христианин призван оказывать милосердие и поддерживать заблудшую душу церковной молитвой, подавая записки на обедню.
Обедню можно заказывать как за живых («обедня о здравии»), так и за усопших («обедня об упокоении») крещеных православных христиан. Некрещеные люди не являются членами Церкви, поэтому за них можно и нужно молиться дома, подавать милостыню, а в храме можно только ставить свечи и молиться самому.
Подавая записки на обедню, допустимо перед именем указать, что человек болен, написав перед именем: «болящего», перед именами младенца (дети до 7 лет) или отрока (дети с 7 до 14 лет) обычно пишут: «младенца»/«отрока».
Также, заказывая обедню, допускаются подписи к именам: «непраздной» (т. е. беременной), «воина», «путешествующего».
Если Вы заказываете обедню за человека, который уже отошел в вечность, и с момента его кончины не прошло еще 40 дней, в записке необходимо написать, что он новопреставленный. Этот период особенно важен в небесной жизни каждого усопшего человека и именно в первые сорок дней необходимо поддержать ближнего церковной молитвой, в течение 40 дней заказывая обедню или сразу заказывая сорокоуст.
Заказывая обедню в годовщину смерти, в день именин или в день рождения усопшего, принято писать перед именем: «приснопоминаемого».
Подавая записку на обедню за человека, насильственного лишенного жизни, можно указать: «убиенного».
Подавая записки на обедню, желательно самому быть на богослужении и прибавить к церковному прошению личную молитву. Если нет такой возможности, то можно заказать обедню, а помолиться во время Литургии там, где Вы будете в это время.
В некоторых храмах встречаются несколько названий церковной требы, связанных с обедней: «полное поминовение», «обедня о здравии», «заказная обедня». Это говорит о поминовении людей несколько раз во время Божественной литургии.
Первый раз имена поминаются во время первой части обедни – Проскомидии. Священнослужитель поминает каждое имя, записанное на обедню, вынимая частицы из специальных просфор.
Второй раз церковные записки о живых членах Церкви зачитываются во время «сугубой ектении» гласно или про себя, в зависимости от приходских традиций.
Если обедня заказана за усопших христиан, то их имена поминаются на заупокойной ектении.
По окончании Божественной литургии имена христиан, заказанные на обедню, поминаются во время молебна о здравии («обедня о здравии») или заупокойной панихиды («обедня об упокоении»).
Господь призывает каждого христианина к непрестанной молитве. И, если с Божией помощью человек будет стараться с каждым днем все чаще и чаще вспоминать Бога, перед каждым делом просить у Бога помощи, молиться в течение дня за тех людей, о которых известно, что они нуждаются в молитвенной поддержке, подавать как можно чаще записки на обедню, то постепенно человек обретет молитвенный навык и вся его жизнь станет богоугодной, освященной Божественной благодатью, которая подается Богом по молитве, участию в Таинствах Церкви и жизни по заповедям.