Обращаясь с молитвой к Богу, Пресвятой Богородице, ангелам или святым, желая усилить молитвенный подвиг, чтобы поблагодарить или попросить о каких-то духовных или житейских нуждах, православные христиане часто сами читают или поют акафисты, заказывают поминовения на молебны с акафистами в храме и/или принимают участие в богослужении, на котором читается или поется акафист.
Акафист является жанром восточнохристианской гимнографии. Акафист представляет собой хвалебно-благодарственное или покаянное пение.
Жанр этот очень древний. Первый акафист, называемый Великим, посвящен Божией Матери. Этот акафист представляет собой хвалебный гимн в честь Царицы Небесной. Он был создан в Византии в период между V и VII веками. Это единственный акафист, который по уставу входит в богослужение, он читается на утрене в субботу пятой недели Великого поста, в Субботу Акафиста.
Акафист Пресвятой Богородице в композиционном отношении – это большое по объему и сложное произведение, состоящее из 13 кондаков и 12 икосов, которые чередуются друг с другом. Главной особенностью и основным содержанием икосов является 12 различных обращений к Божией Матери, молитвенно-поэтических вариаций на тему Архангельского приветствия в Благовещение, начинающихся словом «Радуйся».
Каждый икос завершает один и тот же рефрен: «Радуйся, Невесто неневестная». Кондаки заканчиваются прославлением Господа еврейским словом «Аллилуиа», которое переводится с еврейского как «Слава Тебе, Боже». Исключение составляет первый кондак, который оканчивается так же, как и икос рефреном «Радуйся, Невесто неневестная».
Внутреннее богатство и красота Великого акафиста в богословско-догматическом, молитвенно-богослужебном и в художественно-поэтическом отношениях оценивается специалистами только в превосходной степени.
Великий акафист является литературно-художественным шедевром.
Также этот акафист имеет очень большое апологетическое значение для Православной Церкви, поскольку почитание, которым окружена личность Пресвятой Богородицы в Церкви, прямо проистекает из главного христианского догмата о Боговоплощении, которое произошло при участии свободной воли Девы Марии, Ее смиренном, осознанном согласии содействовать осуществлению предвечного замысла Божия.
По образцу первого, Великого акафиста, древние гимнографы стали сочинять другие, повторяющие его формальную структуру, акафисты – Господу Иисусу Христу, Божией Матери и святым.
Таким образом, схема первого Акафиста Пресвятой Богородице стала формой акафистного жанра, наполняемой различным содержанием.
Акафисты также могут читаться или петься на богослужении в составе молебна.
Первый акафист на Руси был посвящен одному из величайших святых Русской Православной Церкви – преподобному Сергию Радонежскому.
Ф.Б. Людоговский в своей работе «Структура и поэтика церковнославянских акафистов» сообщает, что в 2015 году общее число оригинальных текстов акафистного жанра на разных языках превышало 1600, а количество переводных акафистов может увеличить эту цифру еще на несколько сотен.
По словам этого автора, значительная (если не самая большая) часть акафистного корпуса была создана в XXI веке.
Таким образом, учитывая, что акафистный жанр активно развивается, постоянно создаются новые тексты, можно утверждать, что к настоящему времени общее число оригинальных акафистов значительно увеличилось по сравнению с 2015 годом.
В нашем храме чтение акафиста совершается в воскресение вечером.
По традиции в первое воскресение месяца служится молебен с чтением акафиста святителю Иоанну Шанхайскому, поскольку одной из святынь храма является икона с частицей мощей Шанхайского чудотворца.
В последнее воскресение месяца читается акафист Пресвятой Богородице, а во все остальные воскресные дни – акафист небесному покровителю храма святому благоверному великому князю Александру Невскому.
В том случае, если в понедельник празднуется день памяти святого – накануне праздника, вечером в воскресенье, служится молебен с акафистом этому святому.
Вы можете подать записки на молебен с акафистом в нашем храме, обратившись в церковную лавку, либо заказать эту требу онлайн.