Отпевание

«Не в силе Бог, но в правде!». Святой благоверный князь Александр Невский

Отпевание.jpg

ОТПЕВАНИЕ - ПРОВОДЫ В ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ

Для православного христианина жизнь человеческая со смертью не только не заканчивается, но, в некотором смысле, она только там, за гробом и начинается – настоящая, истинная жизнь, во всей полноте Богообщения, в неизреченной радости вместе со всей небесной Церковью. И каждый новый день приближает человека к вечности. Более того – сама вечность начинается уже здесь, на земле.

Именно поэтому истинный христианин не только не боится смерти, но он к ней тщательно и ревностно готовится, стараясь с Божией помощью очищать свое сердце от страстей и грехов, жить по заповедям Божиим, учась любви и творя добрые дела.

Господь обращается к человеку со страниц Священного Писания, где каждое слово – Богодухновенно. В Библии содержатся все ответы на вопросы, возникающие у христианина: как жить, как исполнить волю Божию, и что, собственно, представляет собой воля Божия?

Внимательный к своему спасению, думающий, послушный Богу христианин знает, что воля Божия состоит в исполнении заповедей Божиих, которых вовсе не 10, как считают многие, даже много лет воцерковленные люди. Заповедей очень много – и все они содержатся в Библии. Слово Божие не только дает христианину знание, как поступать в той или иной ситуации, оно освящает его изнутри Духом Святым.

Читая и перечитывая Библию, можно увидеть, что даже в Ветхом Завете были праведники, люди, всегда ходящие пред Богом и живущие по воле Господа: Авраам, Сарра, Ной, Иов и т.д. Конечно, тогда жить благочестиво было намного сложнее из-за поврежденности человеческой природы первородным грехом и удобопреклонности ко злу, но все равно было возможно. Но сейчас, в новозаветные времена, каждый христианин получает в церковных таинствах Крещении и Миропомазании дар Духа Святого, чтобы противостоять греху. Регулярно исповедуясь и причащаясь, христианин все больше уподобляется Богу и жить по воле Божией становится не только возможным – по-другому истинный христианин уже просто не может жить.

И все остальные вопросы: работа, место жительства, семья и т. д. – должны решаться христианином так, чтобы это не мешало ему жить по заповедям Божиим.

Понимая, что земная жизнь – это лишь подготовка к вечной жизни, христианин старается так выстроить свою жизнь, чтобы к моменту перехода в вечность быть максимально готовым к нему. Святые отцы призывают всегда помнить о

смерти, чтобы не грешить вовек. И память смертная, действительно, во многом ограждает человека от неверных поступков, от ошибок, от падения.

Постоянно помня слова Спасителя, что Он будет судить человека в том состоянии, в котором застанет его в момент смерти, и понимая, что наша земная жизнь может закончиться в любой момент – христианин внимательно следит за своей душой и старается с Божией помощью искоренять из нее все, что отдаляет его от Бога.

Господь говорит: «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11, 26). Умирающие православные христиане не перестают быть членами Церкви и сохраняют молитвенное общение со всеми остальными ее чадами. Поэтому Церковь молится об усопших, особенно в первые дни после упокоения, помогая им пройти этот переход из земной жизни в вечность.

Провожая усопшего христианина в мир иной, небесный, Православная Церковь ходатайствует о нем пред Богом, испрашивает прощения его прегрешений, молится о его упокоении в селениях праведных, в Царствии Небесном.

Отпевание является богослужебным заупокойным чином, который именуется в Требнике «последованием мертвенным». Отпевание – это народное название чинопоследования, поскольку в нем большинство молитв поется.

Богослужебные церковные книги содержат шесть видов отпевания: младенцев; мирских человек; монашеское; иерейское; архиерейское; в первую седмицу Пасхи.

Отпевание приносит великую пользу душе новопреставленного и всем, кто молится о нем во время этого чинопоследования. Так как молитвы возносятся к Богу соборно, а, по Слову Господа, где два или три человека собраны во имя Божие, там посреди них Сам Христос.

Чин отпевания содержит три главных темы: обязательной молитвы за новопреставленного, смертной памяти и надежды на его воскресение. Чтение Евангелия и Апостола говорят о всеобщем воскресении из мертвых.

Отпевание в пасхальные дни совершается по особому чину: радостно, торжественно, с пением пасхальных песнопений.

В сам день Святой Пасхи и в великий праздник Рождества Христова новопреставленных не вносят в храм, отпевание переносят на следующий день.

Обычно отпевание совершается на третий день после упокоения, в день погребения. Отчет дней начинается со дня смерти.

В случае, если не известно, был ли отпет умерший человек, есть возможность заказать заочное отпевание. Также оно возможно, в других исключительных случаях: когда не найдено тело, когда оно погребено кем-то другим.

Нельзя отпевать некрещеных людей и самоубийц, если не будет доказано, что самовольное лишение себя жизни было совершено в состоянии аффекта или вследствие психического заболевания.

Чтобы помочь усопшему сроднику или близкому человеку, необходимо и после отпевания и погребения молиться о его упокоении дома и в храме, подавать записки, сорокоусты или поминовения на более длительный срок, читать Псалтирь и подавать требы на чтение Неусыпаемой псалтири, которые принимают в монастырях, подавать милостыню и совершать другие дела милосердия во спасение души усопшего.

Для того, чтобы отпеть усопшего христианина в нашем храме, необходимо обратиться в церковную лавку и назначить время этого заупокойного богослужения.