Настоятель нашего храма разделил радость с приходом Борисоглебского храма накануне престольного торжества

«Нуж­но иметь вни­ма­ние к сво­ей внут­рен­ней жиз­ни, так что­бы не за­ме­чать то­го, что де­ла­ет­ся вок­руг те­бя. Тог­да осуж­дать не бу­дешь.». преп. Амвросий Оптинский

15 мая 2023

14 мая, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил праздничную Божественную литургию в Борисоглебском храме с. Корнилово.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Томской епархии архимандрит Иосиф (Еременко), благочинный Томского района протоиерей Дионисий Степанов, настоятель храма святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба протоиерей Николай Абрамов и настоятель нашего храма протоиерей Сергий Никаноров.

15 мая Церковь чтит память святых страстотерпцев, благоверных князей Российских Бориса и Глеба, и празднует день перенесения их честных мощей. Этот праздник установлен в 1072 году, когда мощи святых братьев решено было перенести из старого, обветшавшего храма, в новопостроенный.

Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Они были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквями. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном.

Напомним, что князья-страстотерпцы Борис и Глеб являются сродниками небесного покровителя нашего храма святого благоверного великого князя Александра Невского. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира, потомком которого также является святой князь Александр.

Известно о помощи князей-страстотерпцев своему святому сроднику. Накануне битвы со шведами 15 июля 1240 года стоявший в морском дозоре воин Пелгуй увидел на рассвете ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. И сказал святой Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов.

«И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем».

Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

После чтения Евангелия митрополит Томский и Асиновский Ростислав обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом, пояснив евангельское чтение дня о беседе Господа с самарянкой о Божественной благодати Духа Святого, о Живой воде (Ин. 4, 5–42).

Продолжая тему, глава Томской митрополии подчеркнул, что о Божественной благодати постоянно говорили святые отцы:

Вспомним главные поучения преподобного Серафима Саровского: «Стяжи Дух мирен, и тогда вокруг тебя спасутся тысячи», «Цель жизни человека – стяжание Святого Духа Божия». И стяжание Божественной благодати – это то, о чем всегда говорили святые отцы.    

Наставляя паству, иерарх пояснил, что христианином является только тот человек, кто принадлежит Церкви Христовой, кто является носителем Святого Духа, процитировав изречение преподобного Симеона Нового Богослова: «Если ты, ссылаясь якобы на свое недостоинство, на свою греховность, говоришь, что нет в тебе Духа Святого, то тогда не смей называться и христианином. Потому что христианин – это тот, в ком пребывает Дух Святой».

В Таинстве Миропомазания каждый крещеный человек получил Святого Духа – «семя, за которым нужно еще ухаживать»:

После того, как мы приняли Таинство Крещения, Господь сподобил каждого из нас Таинства Миропомазания, в котором мы пережили нашу собственную Пятидесятницу, получив Духа Святого, ту самую Воду живую, которая является источником, "скачущим" и нас подвигающим, выталкивающим в Жизнь Вечную. Но эта Божественная благодать дается человеку как залог, как семя.

На примере труда земледельца архипастырь пояснил, что человеку надлежит также трудиться над возделыванием своей души:

Поэтому святые отцы и назвали этот процесс духовной жизнью или стяжанием Духа Святого… Нужно вырастить из этого семени дерево спасения нашего. А здесь уже – труд человека, который и называется духовной жизнью.

Обратив внимание верующих на необходимость приложения трудов по стяжанию Святого Духа «изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц», иерарх призвал их никогда не откладывать дело спасения своей души.

В завершение проповеди Его Высокопреосвященство поздравил духовенство и прихожан с наступающим престольным праздником храма и по традиции пасхальных дней поприветствовал их праздничным возгласом: «Христос Воскресе!», услышав радостный ответ: «Воистину Воскресе!».

По окончании богослужения в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба был совершен праздничный крестный ход вокруг храма.

 Фото: Станислав Мезенцев

По материалам официального сайта Томской епархии

Галерея

Вернуться к списку