Духовенство и прихожане нашего храма торжественно отметили День Святой Троицы

«Надо крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке». Святой благоверный князь Александр Невский

25 июня 2024

Накануне праздника, вечером 22 июня, настоятель и духовенство нашего храма совершили торжественное всенощное бдение. В сам день праздника, 23 июня, в День Святой Троицы, Пятидесятницы, в нашем храме были совершены Божественная литургия и великая вечерня.

В этот великий двунадесятый праздник Православная Церковь вспоминает Сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло на 50-й день после Пасхи в Сионской горнице, в Иерусалиме.

Название праздника — День Святой Троицы — объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы и учение о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты.

Сошествием Святого Духа в мире утверждается христианская вера и полагается начало бытию Христовой Церкви. В этот праздник Церковь призывает своих чад обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в Таинстве Крещения.

Праздник Святой Троицы говорит о цели христианской жизни. Стяжание, собирание по крупицам Божественной благодати — вот непреходящее, вечное предназначение человека, его миссия. В этом приятии, в этом стяжании Духа Божия и заключается смысл жизни христианина на земле. 

Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Именно Божественная благодать обновляет и преображает весь внутренний мир христианина.

Об этом же в своих проповедях часто говорят святые отцы Церкви.  Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский, в своем Слове в день Пятидесятницы подчеркивает, что истинного христианства не может быть без Духа Божия:

«Мы, братие, по благости Божией, все крещены Христовым Крещением, которое без Духа Святаго и быть не может; почему все мы участвовали в Его дарах благодатных, при самом вступлении нашем в сей мир. Притом каждый из нас не только часто слышал о Святом Духе, но и сам многократно взывал к Нему с Церковью: "прииди и вселися в ны!" Но что, если бы какой-нибудь муж апостольский стал теперь среди нас, и гласом Павловым, во имя Всемогущего Бога, вопросил: "Вы, кои празднуете в честь Святаго Духа, кои ежедневно с Церковью дерзаете возглашать: "видехом свет истины, прияхом Духа небеснаго!" – "аще Дух Свят прияли есте"? Что сказали бы мы на подобный вопрос? Увы, оскудение Духа сделалось столь общим между христианами, что перестало почитаться недостатком. Повествования о чрезвычайных дарах благодати кажутся ныне сказанием о чем-то происходившем в другом, не нашем мире; многие из самых нехудых христиан удивились бы не менее оного учителя Израилева, когда бы им решительно сказано было, что, дабы видеть Царствие Божие, необходимо каждому родиться от Духа (Ин. 3:3).

Естественно ли, братие, в христианах такое состояние бездушия? И может ли продолжаться без крайнего вреда для нас? Если неестественно и опасно, то как нам выйти из него, и что делать, дабы стяжать и, стяжав, сохранить благодать Святаго Духа? Почему можно быть уверенным, что мы точно в состоянии благодати и имеем в себе Духа Божия? – Вопросы сии так важны, что во всякое время могут и должны занимать ум христианина; тем паче нужно обратить на них внимание в настоящие дни, когда мы торжествуем в честь Духа Утешителя, и молим Его, да приидет и вселится в нас. Но первее всего обратимся сами с молитвой к сему Всесвятому Духу, да Он Сам подаст мне проглаголать, а вам принять слово истины и спасения, – ибо что значат все слова проповедующего и все внимание слушающих, если не присоединится Его всепоучающее помазание?

Что истинного христианства не может быть без Духа Божия, что действительный последователь Христов есть один тот, в ком живет и действует благодать Духа, – сия важная истина сказана и повторена в бесчисленных местах Священного Писания. Еще через пророков говорил Бог, что в последние дни, то есть, по пришествии Христовом, Он даст людям закон новый, написанный не на скрижалях, а на сердцах, и что посему, как необходимое средство для цели, будет излита благодать Духа Святаго на всякую плоть (Иоил. 2:28). Последний великий пророк Ветхого Завета Иоанн Креститель в том и полагал разность своего крещения от Христова, что последним будет сообщаться Дух Святый, как необходимый дар Нового, высшего завета (Лк. 3:16). Сам Спаситель всегда говорил о благодати Духа Святаго с особенной силой, как о даре, необходимом для Своих последователей. Так, Никодиму, приходившему к Нему за наставлением, что должно делать, дабы войти в благодатное Царство, Он сказал прямо, что для сего нужно "родиться свыше – от Духа" (Ин. 3:3, 5), и что тот, в ком не произошло сего духовного рождения, кто бы он ни был и что бы ни делал, не может видеть Царствия Божия, тем паче войти в него. Впоследствии, говоря с иудеями во время великого праздника и приглашая их пить воду живу, текущую в живот вечный, Спаситель опять разумел под сею водой не другое что, как Духа Святаго. "Сие же рече, – замечает Иоанн, – о Дусе, егоже хотяху приимати верующии" (Ин. 7:39). Беседуя с учениками о необходимости для последователей Его вкушения Тела и Крови Его, Он в то же время засвидетельствовал с силою, что и сие пренебесное вкушение не может быть действительно, если не будет совершаться в Духе. "Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже" (Ин. 6:63). Посему, разлучаясь со скорбящими учениками перед смертью Своею, Спаситель не нашел ничего лучшего сказать в утешение их, как то, что к ним, вместо Него, приидет Дух Святый: "уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще (ли) же иду, послю Его к вам" (Ин. 16:7). И по воскресении, явившись ученикам, Он не принес им с неба никакого другого дара, кроме Духа Святаго: "дуну и глагола им: приимите Дух Свят!" (Ин. 20:22). И возносясь на небо, Он заповедал им паче всего ждать пришествия обетованного Утешителя, и не прежде исходить на дело всемирной проповеди, как облекшись Его силою (Деян. 1:4). Так много Сам Спаситель говорил о Духе и так много поставлял в Его присутствии!

Так говорили и писали о необходимости Святаго Духа все апостолы, когда соделались органами Духа, и опытом дознали Его необходимость. Особенно примечателен в сем отношении святой Павел. Во всех посланиях своих, он ни о чем так часто и так сильно не говорит, как о Духе и Его действиях: ничего так не желает ученикам своим, как благодати Духа; ни о чем так не радуется, как о присутствии в них и плодах Духа; ни от чего так не предостерегает, как от потери Духа. Не иметь Духа Святаго у него то же, что не быть христианином. "Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Егов" (Рим. 8:9), тот, по святому Павлу, и не христианин».

 «Слова и беседы на праздники Господни», Слово первое в день Пятидесятницы

 Фото: Анна Морозова

 

Галерея

Вернуться к списку