ПАНИХИДА – ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЮБВИ

«Пред Бо­гом ка­ю­щий­ся греш­ник лю­без­нее, чем са­мом­ня­щий­ся пра­вед­ник. И по­то­му бе­ре­гись осуж­дать!». преп. Анатолий Оптинский

Отношения христианской любви не прекращаются с переходом христианина в вечность. Он также продолжает оставаться членом Церкви, только уже не земной, а небесной. И, поскольку сам он уже не может творить добрых дел, не может сделать то, что, возможно, не успел совершить в земной жизни, он нуждается в общецерковном и частном молитвенном поминовении.

В Священном Писании Господь говорит, что у Него все живы, поскольку Он – Бог живых, а не мертвых. Эти Божественные глаголы являются непреложным основанием для поминовения усопших, с которыми живые члены Церкви общаются через молитву.

Церковь верит в спасительную и неисчерпаемую силу молитвы, возносимую по воле Божией. Об этом говорится в Евангелии от Иоанна. Также в Библии сказано, что на молитву за усопших есть несомненная воля Господа, так как Иисус Христос был распят на Кресте и воскрес из мертвых, чтобы обладать и живыми, и умершими. Спаситель сошел во ад для того, чтобы избавить души праведников, с верой и надеждой ожидавших Его.

Именно на этом основании Православная Церковь на каждом богослужении и особенно на Божественной литургии (обедне) соборно и непрестанно молится обо всех своих членах, перешедших в мир иной.

Одним из видов церковного поминовения усопших является панихида.

Панихида – это сокращенный чин погребения. Само слово панихида переводится с греческого языка как всенощная служба (бдение).

Наименование этой заупокойной службы панихидой связано с ее исторической взаимосвязью с частью всенощного бдения – утреней, с которой у нее очень близкое сходство, как и у всего чина погребения.

По причине гонений молитвенные собрания христиан и погребение умерших в древней Церкви совершались ночью. Само заупокойное богослужение длилось всю ночь. Собираясь на гробах святых мучеников, верующие проводили всю ночь в молитве, прославляли святых и поминали умерших.

По окончании гонений погребальное богослужение выделилось из всенощного и стало называться панихидой.

Панихида имеет очень большое значение для души усопшего. Совершение панихиды начинается почти сразу же после кончины христианина.

На мистическом опыте святых угодников Божиих основано вероучение Православной Церкви о посмертной жизни человека. Согласно чему, после разлучения с телом душа проходит испытания – мытарства, которые и определяют ее загробную судьбу. Поэтому душа новопреставленного имеет величайшую нужду в помощи, в молитвенном предстательстве Святой Церкви в первые часы и дни своей новой жизни. Это и подается усопшим членам Церкви в заупокойных богослужениях, одним из которых является панихида.

Таким образом, панихида – это заупокойное богослужение, во время которого возносятся молитвы об упокоении усопших православных христиан. На панихиде верные молятся о прощении всех согрешений почивших, о даровании им Царствия Небесного.

Панихида может совершается в храме, на кладбище или в доме.

Панихиды служатся священником над новопреставленным еще до его погребения, а затем обязательно во все важные для загробной участи даты: в третий, девятый и сороковой день после упокоения, а также в другие памятные дни (например, в годовщину смерти, в день рождения, в именины и др.).

Общецерковное поминовение умерших совершается в особо выделенные уставом поминальные дни. Такими днями всеобщего поминовения являются: Вселенские родительские субботы – Мясопустная и Троицкая, а также три Родительские субботы Великого поста.

В отличие от панихиды по каждому умершему члену Церкви в отдельности, в эти дни совершаются так называемые великие панихиды, или вселенские (родительские) панихиды (парастасы). В отличие от обычной панихиды, на великой панихиде поются непорочны и полный канон.

Кроме того, существуют заупокойные богослужения, появление которых сопряжено с определенными историческими событиями. Это Димитриевская поминальная суббота, которая установлена после Куликовской битвы, а также заупокойное поминовение в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. В этот день поминаются все православные христиане, пострадавшие за веру Христову или ставшие жертвами политических репрессий в годы гонений.

Как и погребение, заупокойные Литургии и панихиды не совершаются в храме в определенные дни – в день Пасхи и до вечерни в день Рождества Христова.

Поминовение усопших на Божественной литургии в праздники Пасхи, Рождества Христова и иные большие праздники, а также в дни Малой Пасхи (воскресные дни) возможно только на проскомидии и после освящения Святых

Даров. Если же в воскресные дни служится ранняя заупокойная Литургия, на такой службе произносится заупокойная ектенья, а также читаются заупокойные Апостол и Евангелие, прокимен и причастен.

Панихиды не совершаются в храме в седмичные дни Святой Четыредесятницы, на Страстной и Пасхальной седмицах.

Во время Великого поста церковное поминовение усопших совершается три раза по субботам: во вторую, третью и четвертую седмицы. Если 3-й или 9-й день случится в седмичные дни Святой Четыредесятницы, то панихида по усопшему совершается в ближайшую Родительскую субботу. Если же на один из дней этого периода приходится 40-й день, панихида совершается в храме в этот же день.

В нашем храме панихиды совершаются почти каждый день, когда служится Литургия, за исключением вышеперечисленных дней, когда по церковному уставу совершение панихиды не положено.

Панихида совершается утром после Божественной литургии и молебна.

Чтобы заказать панихиду, необходимо подать записку в церковную лавку накануне заупокойного богослужения.

Христианину, заказывающему панихиду, очень важно самому участвовать в богослужении и молиться за своих усопших родных и близких. Поскольку молитва за ближних – это высшее проявление любви. И, подавая имена своих сродников на обедню или панихиду, по великому милосердию Божию христианин может повлиять на их загробную участь и помочь им стать причастниками вечной радости.
Вернуться к списку