1 и 2 ноября, в Димитриевскую родительскую субботу, в нашем храме были совершены заупокойные богослужения.
В Димитриевскую родительскую субботу совершается особое поминовение усопших православных христиан. Чтобы помянуть своих почивших родственников, 1 ноября, накануне родительской субботы, прихожане нашего храма собрались на вечерню и парастас – великую панихиду. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром 2 ноября, в поминальную субботу, были совершены заупокойная Божественная литургия и великая панихида. Богослужения возглавил настоятель храма протоиерей Сергий Никаноров в сослужении духовенства храма.
Одно из первых упоминаний Димитриевской субботы как дня поминовения усопших можно найти в новгородском сборнике XV в., но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее. В монастырях Димитриевская родительская суббота была днем поминовения усопшей братии, а в храмах эту субботу воспринимали как день заупокойной молитвы об усопших православных христианах.
В православной литературе есть версия, что поминовение усопших воинов в Димитриевскую родительскую субботу было установлено князем Дмитрием Донским после кровопролитной Куликовской битвы. Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1380 года, князь Дмитрий Донской по возвращении с битвы посетил Троице-Сергиеву лавру, где было совершено поминовение православных воинов, павших в битве.
У князя Дмитрия Донского святым покровителем был воин-великомученик Димитрий Солунский, его память Церковь празднует 8 ноября. Память святого Димитрия Солунского издавна связывалась с воинским подвигом, поэтомув ближайшую субботу, перед днем памяти великомученика, по приказу святого князя Димитрия Донского поминали всех русских воинов, павших на Куликовом после.
Вероятно, что ассоциация Димитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XIX в. Что может косвенно подтвердить «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского». В стихе описывается видéние князя Дмитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани русских и татарских воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивного видения уставил он Дмитровску субботу».
Со временем Димитриевская родительская суббота стала днем молитвы обо всех усопших православных христианах.
Дни поминовения усопших занимают особое место в христианской православной традиции. В эти дни наиболее глубоко чувствуется неразрывная связь между двумя мирами – земной жизнью и жизнью будущего века.
Архимандрит Кирилл Павлов говорил: «Дорогие братия и сестры, мы, живые, должны совершать молитвы за усопших с твердой верой, что наши сродники живут той же разумной жизнью, какой жили они в теле, находясь на земле, и потому они слышат нас и ждут нашей молитвы. Человек, оставляя этот мир, не исчезает бесследно, поскольку имеет бессмертную душу, которая никогда не умирает. То, что мы видим умирающим, – видимое, грубое тело, которое есть прах, потому что от земли взято и опять возвращается в землю. Невидимая же тонкая сила, которую мы называем душой, не умирает никогда. Тело само свидетельствует о своей смертности, потому что оно разрушимо и делимо, душа же, напротив, имеет несложное, неразрушимое духовное устроение и потому разлагаться и умирать, как тело, не может».
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага».
Молитва за усопших – это наша главная помощь почившим родственникам.
Фото: Анна Морозова