Праздник в честь Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных отметили в нашем храме

«Нуж­но иметь вни­ма­ние к сво­ей внут­рен­ней жиз­ни, так что­бы не за­ме­чать то­го, что де­ла­ет­ся вок­руг те­бя. Тог­да осуж­дать не бу­дешь.». преп. Амвросий Оптинский

22 ноября 2024

Вечером 20 и утром 21 ноября, в честь празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в нашем храме были совершены праздничные богослужения.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных отмечается Русской Православной Церковью 21 ноября (по новому стилю). Этот праздник прославляет Собор всех святых Ангелов под предводительством Архангела Михаила – защитника веры и борца против ересей и всякого зла.

Вечером 20 ноября, накануне дня священного Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, наш приход собрался на всенощную, а утром 21 ноября – на Божественную литургию, чтобы помолиться и прославить Архистратига Божия Михаила и Его Небесное воинство. Богослужения возглавил настоятель нашего храма протоиерей Сергий Никаноров в сослужении духовенства храма.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных было установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, который 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил их православное почитание как служителям Божиим и хранителям рода человеческого. Совершается собор в девятом месяце от марта, т.к. в древности с него начинался год. Это сделано в соответствии с числом девяти Ангельских чинов.

Над всеми девятью Ангельскими чинами поставлен Господом Архистратиг Михаил, имя которого с еврейского языка означает «кто, как Бог». Он главный Архангел, предводитель Небесного воинства (отсюда его звание «Архистратиг», что в переводе с греческого языка означает «военачальник, воевода»), сражавшегося с сатаной и его помощниками. Об этой битве повествует Откровение Апостола Иоанна Богослова: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9).

Архангелы яв­ля­ют­ся про­вод­ни­ка­ми От­кро­ве­ния Бо­жия. Приставка «архи» говорит об их старшинстве над другими ангелами. Согласно Священному Писанию, нам известны имена некоторых из Архангелов, каждый из которых имеет свое особое служение перед Господом и изо­бра­жа­ет­ся на ико­нах в соот­вет­ствии с ро­дом своего слу­же­ния:

Ми­ха­ил – по­пи­ра­ет но­га­ми диа­во­ла, в ле­вой ру­ке дер­жит зе­ле­ную финиковую ветвь, в пра­вой – ко­пье с бе­лой хо­руг­вью (ино­гда пла­мен­ный меч), на ко­то­рой на­чер­тан черв­ле­ный крест.

Гав­ри­ил – с рай­ской вет­вью, при­не­сен­ной им Пре­свя­той Де­ве, или со светящим­ся фо­на­рем в пра­вой ру­ке и зер­ка­лом из яс­пи­са – в ле­вой.

Ра­фа­ил – дер­жит со­суд с це­ли­тель­ны­ми сна­до­бья­ми в ле­вой ру­ке, а пра­вой ве­дет То­вию, несу­ще­го ры­бу.

Ури­ил – в под­ня­той пра­вой ру­ке – об­на­жен­ный меч на уровне гру­ди, в опу­щен­ной ле­вой ру­ке – «пла­мень ог­нен­ный».

Се­ла­фи­ил – в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии, смот­ря­щий вниз, ру­ки сло­же­ны на гру­ди.

Иегу­ди­ил – в дес­ни­це дер­жит зо­ло­той ве­нец, в шуй­це – бич из трех крас­ных (или чер­ных) вер­вий.

Вара­хи­ил – на его одеж­де мно­же­ство ро­зо­вых цве­тов.

Иере­ми­ил – дер­жит в ру­ке ве­сы. 

Крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех скорбях и нуждах еще и потому, что защита Русской земли Пресвятой Богородицей осуществлялась всегда Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига Михаила.

Праздник Собора Архистратига Михаила считается днём Ангела каждого христианина, так как после Таинства Крещения у всех людей появляется свой Ангел-хранитель. 

Фото: Анна Морозова

 

Галерея

Вернуться к списку