По учению Церкви торжественное поминовение усопших верных в эту субботу всей Христовой Церковью приносит им великую пользу и помощь и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой живут христиане, так как спасение возможно только в Церкви – сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними через молитву, молитвенное их поминовение есть выражение общего единства Церкви Христовой.
Среди родительских суббот особо выделяются две Вселенские поминальные субботы: Мясопустная и Троицкая. Основной смысл заупокойных богослужений этих дней – в молитве за всех почивших православных христиан.
Архимандрит Кирилл (Павлов) в своей проповеди подчеркивает, что «Господь не ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а простирает ее и в вечный загробный мир»:
«Церковь всегда, начиная со времен ветхозаветных, а особенно в новозаветное время – время апостольское, совершала и продолжает совершать поминовение и творить молитвы по усопшим единоверным своим братиям. Святая Церковь, принося ежедневные молитвы за усопших своих чад, побуждает к этому и всех верующих, чтобы они едиными устами и единым сердцем возносили к Престолу Божию пламенные молитвы с просьбой о упокоении усопших своих сродников в местах блаженства.
К молитве за усопших побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас взаимно во Иисусе Христе во единое братство. Усопшие единоверцы – наши ближние, которых Бог приказывает нам любить, как самих себя. Ибо Бог не сказал: любите ближних, пока они живут на земле.
Стало быть, Господь не ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а простирает ее и в вечный загробный мир. Но чем, как не поминовением, чем, как не молитвою, мы можем доказать свою любовь к перешедшим в жизнь загробную?
Каждому из нас желательно, чтобы по отшествии нашем из сей жизни наши ближние нас не забывали и молились о нас. Чтобы это исполнилось, надобно и нам поминать усопших. "Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2)", – говорит Спаситель. Поэтому тех, кто поминает усопших, помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего мира.
Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые блаженные обители.
Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников, или вечное мучение грешников. Известно также и то, что нет на земле человека, который бы пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и оканчиваем свое земное существование».